26
августа

Транспорт и логистика 26.08.2015

Причиной отставки бывшего главы ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина могли стать слишком большие расходы госкорпорации; за временное хранение иностранных товаров без их выгрузки из подвижного состава с грузополучателей взимается плата за нахождение на железнодорожных путях и сбор за хранение грузов, разъясняется в телеграмме ОАО «РЖД» № 11849 от 03.08.2015 г.; сырьевой экспорт обеспечивает рост перевозок, но его явно недостаточно для подъёма экономики.

ОАО «Российские железные дороги»

ФАН 25.08.2015 г.

 

ПРИЧИНОЙ ОТСТАВКИ ЯКУНИНА МОГЛИ СТАТЬ СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ ИЗДЕРЖКИ РЖД

 

Причиной отставки бывшего главы ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина могли стать слишком большие расходы госкорпорации. Такое мнение высказал источник, знакомый с ситуацией.

По его словам, окончательное решение было принято после того, как Якунин обратился к правительству с просьбой предоставить ему субсидии. Глава РЖД заявил, что для успешного развития компании в 2016 году потребуется 130 млрд., если стоимость грузоперевозок возрастет на 7,5%, или 100 млрд., если стоимость вырастет на 10%.

При этом экс-глава РЖД подчеркнул, что компания может обойтись без государственных вливаний только при условии роста тарифа на 17,7%. Правительство оказалось не готово на столь значительное повышение цен.

«Якунина на той встрече попросили сокращать издержки, он в ответ начал возмущаться, сообщил, что не может сократить и уйдет в таком случае. От этого уже устал сам президент и сказал: «Ну и уходи», – рассказал собеседник газеты «Ведомости».

Напомним, что 20 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев освободил от должности Якунина в связи с его переходом на другую работу. Позже стало известно, что Якунин может стать сенатором от Калининградской области.


 

www.rzd-partner.ru 26.08.2015 г. 

Александр Солнцев

 

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЗА ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ БЕЗ ИХ ВЫГРУЗКИ

 

За временное хранение иностранных товаров без их выгрузки из подвижного состава с грузополучателей взимается плата за нахождение на железнодорожных путях и сбор за хранение грузов, разъясняется в телеграмме ОАО «РЖД» № 11849 от 03.08.2015 г.

Как пояснили в ФАС, данный документ появился в связи со вступлением в силу с 7 июня 2015 года приказа ФСТ России № 127-т/1 от 29.04.2015 г., который утвердил плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). В нем предусмотрено, что такой вид платежа начисляется за пользование вагонами при их нахождении на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи, приема или переадресовки по причинам, зависящим от отправителей или получателей груза.

Однако относительно временного хранения иностранных товаров без их выгрузки из транспортных средств в зонах таможенного контроля, расположенных на путях общего пользования железнодорожных станций назначения в телеграмме ОАО «РЖД» № 2805 от 20.02.2012 г. был указан иной порядок начисления сборов. Для приведения процедур в соответствие с изменившимся законодательством в этот документ были внесены поправки.

Теперь после завершения оформления таможенного транзита и проставления в перевозочных документах представителем таможни штампа о поступлении товара перевозчик помещает грузы на временное хранение. Эта таможенная операция совершается сразу же, если грузополучатель заключил с перевозчиком договор и/или подал ему заявку на временное хранение товаров. А если такого договора или заявки в этот момент не имелось, то на временное хранение груз отправят не ранее чем через 12 ч. Отсрочка дается грузополучателю или его уполномоченному для прохождения таможенных декларирования и выпуска товаров. Если полусуток для этого не хватает, то, стало быть, грузы требуется временно хранить в подвижном составе.

Тогда за простой вагонов (контейнеров) с грузополучателей за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов берется плата согласно п. 2.3 Тарифного руководства, а также плата за пользование вагонами и контейнерами общего парка железных дорог согласно п. 11 Тарифного руководства №2.

При этом также начисляется сбор за временное хранение грузов – до момента предоставления грузополучателем таможенной декларации и/или перевозочных документов с отметкой таможенного органа «Выпуск разрешен». Предоставление этой услуги оформляется актом общей формы.

Текст документов см. в электронном выпуске № 594 и печатной версии № 16 (250) журнала «РЖД-Партнер Документы»


 

Грузообразующие объекты

Газета «Гудок» № 150 (25819) 26.08.2015 г.

Юлия Громадская

 

ПОВОРОТ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

 

Сырьевой экспорт обеспечивает рост перевозок, но его явно недостаточно для подъёма экономики

Появление признаков относительной стабилизации в экономике дало повод для многочисленных заявлений о том, что самые трудные времена уже позади. Но хрупкое равновесие держится исключительно на сырьевом экспорте. Об этом говорят статистические данные, в том числе о работе транспорта, а также КаргоИндекс. Однако бесконечно продолжаться эта ситуация не может. В последнее время появляется всё больше факторов, которые могут существенно умерить оптимизм.

По оценке Росстата, ВВП во II квартале потерял в годовом сопоставлении 4,6% против 2,2% в январе – марте. Впрочем, при устранении сезонного фактора (расчёты Центра развития ВШЭ) спад сократился: с 3,5% до 2,2% в апреле – июне.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уже высказал мнение, что нижняя точка спада достигнута. По его прогнозу, «начиная с III квартала будет корректировка в положительную сторону». От этой оценки глава Минэкономразвития не отказался даже на фоне перемен последнего времени: стремительного падения стоимости на нефть, обесценивания рубля, продления и расширения санкций и контрсанкций, а также событий на китайском финансовом рынке. Тем не менее вероятность пересмотра прогноза социально-экономического развития есть, сказал глава ведомства, добавив, что «коррекция будет небольшая».

Более сдержанны оценки Центра развития Высшей школы экономики. В последнем выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» говорится, что происходящие изменения существенно повышают риск повторной дестабилизации финансовой сферы и реального сектора. В связи с этим в центре считают, что III квартал станет периодом стагнации. Но и там согласны с министром, что существенного углубления экономического спада не будет. «Однако падение инвестиций, вероятно, усилится», – считают аналитики ВШЭ.

Тема вложений в экономику является одной из самых болезненных уже более года. И их динамика не может не вызывать тревоги – в июле объём инвестиций сократился в годовом сопоставлении на 8,5% против 7,1% в июне. Ольга Изряднова из Института Гайдара отмечает, что если в 2014 году неустойчивость инвестиционных показателей частично компенсировалась сохранением положительной динамики розничной торговли, промышленного и сельскохозяйственного производства, то сейчас всё иначе.

В июле неприятный сюрприз преподнесло сельское хозяйство. Объём производства в нём во втором месяце лета сократился сразу на 1,9%, хотя ещё в июне отмечался рост на 1,6%. Но отчасти такие перемены связаны со сравнением с достаточно высокой базой минувшего года.

В зажатом состоянии находится внутренний спрос. В июле объём розничной торговли упал на 9,2% против 9,4% в июне.

Сокращаются и объёмы промышленного производства. В июле в годовом сопоставлении было зафиксировано минус 4,7% против снижения на 4,8% в июне. Небольшое сокращение темпов спада связано с добычей полезных ископаемых: в июле зафиксирован рост на 0,2% против снижения на 0,9% в июне. Уменьшился провал в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды с 1% до 0,8%. Зато «просели» обрабатывающие производства: в июле было минус 7,1% против 6,6% в июне.

Ситуация на транспорте выглядит более позитивной. В июле его грузооборот увеличился в годовом сопоставлении на 1,8%, хотя ещё в июне отмечалось снижение на 3,2%. Наиболее значительный рост продемонстрировал морской транспорт (плюс 50,5%). Прибавка также была у железнодорожного (2,4%) и трубопроводного (2,3%). На фоне не самых лучших показателей реального сектора это может быть косвенным свидетельством роста экспортных перевозок в новых экономических условиях.

Об изменении ситуации свидетельствуют и данные о погрузке на сети железных дорог. В июле её объём сократился в годовом сопоставлении на 0,3%, что заметно лучше, чем в июньские минус 3,3%.

Естественно, это сказалось на динамике КаргоИндекса. В июле его абсолютное значение увеличилось в сравнении с предыдущим месяцем на 7,2 пункта, до 110,2%. В годовом сопоставлении индикатор прибавил 4,1% против роста на минимальные 0,1% в июне.

Из входящих в состав его расчётной базы составляющих существенное влияние на КаргоИндекс оказали удобрения. Драйвером роста стал спрос на зарубежных рынках. Так, гендиректор «ФосАгро» Андрей Гурьев на днях сообщил, что компания существенно наращивает поставки в Индию, где ситуация превосходит все ожидания.

Также увеличилась по итогам июля погрузка нефтяных грузов. Добыча «чёрного золота», по данным Минэнерго РФ, составила чуть более 45 млн. тонн, что на 2,4% выше, чем в июле 2014 года. Объём поставленной на НПЗ нефти возрос на 1,7%, до 25,2 млн. тонн, а первичной переработки расширился на 0,7%, до 24,8 млн.

В плюсе в июне были также лесные грузы, которые преимущественно идут на экспорт, причём в основном в виде сырья. Как сообщил на прошедшем в августе совещании по развитию лесного комплекса Дальнего Востока (там заготавливается значительная часть древесины) вице-премьер Юрий Трутнев, в экспорте макрорегиона 77% приходится на «кругляк». Но есть и подвижки. По словам главы Хабаровского края Вячеслава Шпорта, в регионе «перерабатывается 35–40% добываемого леса».

В то же время резко в минус ушла погрузка зерна. Это напрямую вызвано тем, что экспорт зерна, по словам первого замглавы Минсельхоза Евгения Громыкова, в июле упал в два раза (вывезено порядка 2,2 млн тонн). Таким образом, был зафиксирован минимальный для этого месяца уровень за последние шесть лет (с 2009 года). Отчасти это связано с введением с 1 июля вывозной пошлины на пшеницу. Впрочем, сейчас власти уже задумались над тем, что это чересчур сильно влияет на ситуацию. Тем более что на днях Минсельхоз улучшил прогноз по урожаю со 100 млн. тонн до 102,9 млн. (в 2014-м – 105,3 млн.).

Прежний главный аутсайдер – строительные грузы – значительно сократил отставание от аналогичного месяца предыдущего года. Но отчасти это связано с тем, что в июле везлись грузы для нужд самой железной дороги. При этом в целом ситуация в стройкомплексе остаётся сложной. В июле объём работ по соответствующему виду деятельности сократился на 10,3% против 10% в июне. Поддержку индустрии перестал оказывать даже жилищный сектор, где ещё в начале года была активность. В июле же объём введённых в строй жилых площадей уменьшился на 5,9% против 7,6% в июне. Руководитель Минстроя Михаил Мень говорит, что в этом году ожидается ввод в строй 70 млн. кв. м жилья. В 2014-м была рекордная за историю России цифра в 84,2 млн.

Незначительное уменьшение зафиксировано также в погрузке каменного угля. Но, несмотря на острую конкуренцию, ориентированные на Восток российские производители увеличивают поставки в Японию и Южную Корею. В то же время Китай, который ранее был одним из основных импортёров российского угля, сокращает закупки в связи с реализацией планов сокращения его доли в энергобалансе страны.